Гитара представляет собой универсальный и многофункциональный музыкальный инструмент, который отличается компактностью и способностью охватывать широкий спектр музыкальных стилей и техник. Для новичков, освоение аккордов на гитаре может стать увлекательным способом создания приятных мелодий. В то время как для более опытных музыкантов гитара открывает возможности для выполнения сложных полифонических произведений, создания атмосферных аранжировок и виртуозных соло, которые могут захватить внимание любой аудитории.
Исторический контекст
В Испании, в эпоху Средневековья, уже существовал инструмент, известный как «гитара». К XV веку испанская гитара начала приобретать черты, схожие с современными моделями: она получила выраженную талию и изогнутые боковые части. Вместо привычных шести одиночных струн, тогдашняя гитара имела пять парных струн, что придавало ей уникальное звучание. К XIX веку гитара приняла знакомый нам вид с шестью струнами и стала активным участником музыкальных ансамблей, хотя изначально её роль в основном ограничивалась ритмическим аккомпанементом.
Революционные изменения произошли благодаря выдающемуся композитору Мауро Джулиани, который значительно расширил репертуар для гитары. Он также адаптировал для гитары несколько симфонических произведений, что способствовало преобразованию восприятия гитары в музыкальном мире. Благодаря его новаторским подходам, гитара перестала быть лишь вспомогательным инструментом и стала основным выбором для сольных выступлений. Джулиани раскрыл новые горизонты для гитары, превратив её в средство для глубокого выражения сложных эмоций и музыкальных идей, что закрепило её значимость в музыкальной культуре.
Основные части инструмента
Гитара состоит из трёх ключевых компонентов. Каждый из этих элементов включает в себя определённые детали, влияющие на функционирование инструмента:
- Голова. В этой части гитары расположен колковый механизм, который позволяет настраивать натяжение струн. Прямо под головой находится верхний порожек, выполняющий функцию начальной опоры для струн и задающий высоту первого лада.
- Гриф. На грифе установлены лады — металлические полоски, которые помогают изменять высоту звуков при нажатии на струны. Расположение ладов на грибе определяется расстоянием между верхним и нижним порожками, называемым мензурой. Это расстояние критично для точности игры и требует тщательной настройки.
- Корпус. Корпус гитары состоит из верхней и нижней дек, соединённых обечайкой. На корпусе находится подставка, к которой крепятся струны, и нижний порожек, который может усложнять игру в зависимости от своей высоты, так как чем выше порожек, тем труднее зажимать и перебирать струны.
Часто корпус гитары полый и содержит резонаторное отверстие. Это отверстие помогает усиливать звук, создаваемый струнами: звуковые волны проникают в полость корпуса, усиливаются и выходят через резонатор, что делает звук более громким и насыщенным. Хотя резонаторы в основном характерны для акустических гитар, некоторые электрогитары также могут быть ими оснащены.
Традиционная гитара
В середине 19 века испанский мастер гитарного искусства Антонио-де Торрес Хурадо совершил значительный прорыв в производстве гитар, который оказал длительное влияние на этот музыкальный инструмент. Он внес кардинальные изменения в конструкцию традиционной испанской гитары, увеличив её корпус и внедрив инновационные резонирующие планки из дерева под верхнюю деку. Эти новшества значительно усилили и обогатили звуковую палитру гитары. Сегодня многие современные модели гитар продолжают использовать принципы, разработанные Торресом, и именно такие инструменты мы сегодня называем классическими.
Классическая гитара нашла свое место в академической музыке и фольклорных традициях. В 1970-х годах её популярность в стиле фламенко значительно возросла благодаря выдающемуся испанскому гитаристу Пако-де Лусии. Его мастерство и новаторский подход к игре на фламенко-гитаре не только укрепили её позиции на международной музыкальной сцене, но и продемонстрировали её разнообразные возможности и уникальное звучание. Пако-де Лусия сыграл ключевую роль в популяризации этого инструмента, сделав его известным далеко за пределами родной Испании.
Семиструнная гитара
В начале XIX века в России стала популярна семиструнная гитара, также известная как «русская» или «цыганская». Между этими типами есть небольшие отличия: цыганская гитара оснащена металлическими струнами, тогда как на русской раньше использовались жилы, а современные модели имеют нейлоновые струны.
Иногда русская гитара имела 12 струн и два грифа: один с ладами и один без.
Семиструнная гитара предлагает расширенный диапазон звучания, но в остальном она схожа с классической шестиструнной гитарой, за исключением уменьшенного корпуса и увеличенной головы грифа, которая позволяет размещать больше струн.
Семиструнная гитара получила значительное признание благодаря Андрею Сихре (1773–1850), российскому гитаристу и композитору. Сихре издал журнал нот для гитары, создал более тысячи произведений для семиструнной гитары и разработал уникальные техники игры, такие как использование натуральных гармоник и перекрёстные трели четырьмя пальцами.
Семиструнная гитара используется в различных жанрах, включая академическую музыку, русский и цыганский романс, а также в блюзе и роке.
Акустическая гитара
В современной музыке часто проводится различие между акустическими и классическими гитарами, хотя это разделение не совсем корректно, так как оба типа инструментов функционируют на основе акустического принципа. Они не оснащены электрическими усилителями и производят звук исключительно благодаря резонирующему корпусу.
В общем смысле под «акустическими гитарами» подразумеваются модели с металлическими струнами. Одним из самых известных типов таких гитар является конструкция, известная как «дредноут», которая была разработана в США в 1916 году и получила своё название в честь массивных боевых кораблей.
Основные отличия дредноута от классической гитары заключаются в его большем размере и использовании металлических струн, которые придают инструменту мощное и резонирующее басовое звучание. Вдобавок, гриф дредноута уже, и внутри него размещён анкерный стержень, который добавляет прочности и позволяет грибу сохранять форму. Это усовершенствование дало возможность массового производства гитар с металлическими струнами.
Проблема, с которой сталкиваются многие гитары, заключается в том, что со временем гриф может искривляться под нагрузкой струн. Металлические струны создают дополнительное натяжение, и если гриф недостаточно прочен, инструмент может быстро потерять свои качества. Анкерный стержень решает эту проблему, укрепляя гриф и позволяя ему восстанавливаться после деформации.
Дредноуты получили широкое признание среди исполнителей кантри и фолк-музыки, благодаря чему они также известны как «фолк-гитары». Металлические струны и выдающиеся резонирующие свойства сделали дредноуты одними из самых популярных акустических гитар на рынке.
Дредноуты находят применение в различных жанрах, таких как кантри, фолк, мятлик, блюграсс, блюз, джаз, рок и поп-музыка.
Гитара «Сковородка»
В 1920-е годы мир музыки столкнулся с джазовой революцией. Этот новый стиль с его необычным и завораживающим звучанием быстро завоевал популярность благодаря своей ритмичной и танцевальной природе. Громкие биг-бенды того времени, наполненные тромбонами, саксофонами и ударными инструментами, создавали мощный оркестровый звук, в котором акустическая гитара просто терялась и не могла пробиться через общий шум.
Ранее для усиления звука менее громких инструментов применялся метод удвоения партий: если скрипка звучала слишком тихо, её часть можно было дублировать. Но в джазе, где соло и импровизация занимают центральное место, этот метод не имел смысла. Нельзя удвоить соло, так как оно моментально становится дуэтом, что не соответствует концепции импровизации.
В то время уже начали использовать микрофоны, но простое размещение микрофона перед гитаристом не решало проблему. Резонаторное отверстие гитары, предназначенное для усиления звука, вместо этого создавалось фидбек-петлю, ухудшая качество звука и искажая его.
Эта модель имела уникальное звучание — мягкое, теплое и текучее. Играть на ней было особенным образом: её клали на колени или на специальную подставку, а зажимание ладов осуществляли с помощью слайдера, не обхватывая гриф. Эти особенности ограничивали возможности применения инструмента, и «сковородка» быстро утратила популярность. Тем не менее, несмотря на то, что модель А-22 больше не используется, другие разновидности лэп-стил-гитар остаются востребованными, например, такие инструменты применяются в сольных выступлениях Дэвида Гилмора.
Электрогитара
Когда технологии магнитных звукоснимателей стали более понятными, оставался вопрос создания новой гитарной конструкции. Как «сковородка», так и полуакустические гитары оставались полыми, что ограничивало продолжительность их звука.
В 1940 году Лес Пол, выдающийся музыкант из Чикаго, известный своим вкладом в кантри и джаз, создал гитару, выточенную из цельного куска дерева. Он предложил свою инновацию компании Gibson, однако в тот момент Gibson была сосредоточена на полуакустических моделях, которые имели высокий спрос, и отвергла этот новый подход.
Вскоре инженер Лео Фендер, который специализировался на создании усилителей для гитар, представил свою первую серийную электрогитару — Fender Telecaster в 1950 году. Эта модель предложила радикально новый звук: резкий, грязный и агрессивный, который быстро завоевал признание среди музыкантов, желавших выразить себя в новом, дерзком жанре, который раньше был преимущественно музыкальной территорией темнокожих исполнителей. Это стало началом новой эры в рок-музыке, который стремительно распространился по всему миру.
Успех Fender Telecaster побудил компанию Gibson вернуться к идеям Леса Пола. Через два года, в 1952 году, Gibson представила свою версию электрогитары, основанную на разработках Пола, и названную в его честь — Gibson Les Paul Standard.
Gibson Les Paul оказалась отличной альтернативой Telecaster. Первые модели Fender не имели анкерного стержня, что приводило к деформации грифа, в то время как Les Paul обеспечивала более надёжную конструкцию. В 1950-х годах Лес Пол и его супруга Мэри Форд, выступавшие в телешоу, играли на гитарах, созданных Лесом Полом, что способствовало их популяризации.
Со временем Лес Пол разочаровался в сотрудничестве с Gibson и даже попросил убрать своё имя с корпуса гитары. После развода с Мэри Форд он продолжал выступать и проводить эксперименты, создавая новые инструменты и аксессуары. Например, он изобрёл восьмидорожечный магнитофон Les Paulverizer, который позволял записывать и смешивать несколько звуковых дорожек с живым звуком во время выступлений.
Бас-гитара
До появления электрической бас-гитары основным инструментом для создания басовых партий был контрабас. Однако с развитием технологий в XX веке стало возможно не только усиливать звук, но и создавать более удобные инструменты для музыкальных исполнителей. Контрабас, будучи крупным и громоздким, с ограниченным временем звучания и сложностью транспортировки, стал недостаточно практичным для современных требований музыкантов. Возникла необходимость в более компактном, но мощном инструменте.
В 1951 году Лео Фендер, американский инженер и предприниматель, представил миру революционное решение в виде бас-гитары Fender Precision Bass. Этот инструмент был создан на основе его ранее разработанной модели Telecaster. Для Precision Bass Фендер удлинил мензуру, увеличил размер головки грифа и оснастил гитару четырьмя толстостенными струнами. Этот шаг кардинально изменил басовый звук и позволил исполнителям иметь инструмент, который был не только более удобен в использовании, но и обеспечивал мощное и глубокое звучание. Fender Precision Bass быстро завоевала признание и популярность среди музыкантов, оставаясь практически неизменной в своём дизайне и становясь одной из самых востребованных бас-гитар на музыкальной сцене.
Сегодня компания Fender продолжает предлагать широкий ассортимент бас-гитар, среди которых особенно выделяется модель Fender Jazz Bass. Эта модель также получила широкое признание и популярность в музыкальном мире. Например, знаменитый басист Фли из группы Red Hot Chili Peppers (RHCP), который считается одним из величайших басистов всех времён по версии журнала Rolling Stone и медиа Contactmusic, играет на Fender Jazz Bass. Этот инструмент продолжает оставаться символом качества и надежности в мире бас-гитар, и его использование знаменитыми музыкантами подтверждает его выдающуюся репутацию.