Звукосниматели — неотъемлемая часть многих музыкальных инструментов, таких как электрогитары, бас-гитары, электроакустические гитары и даже электроукулеле. Этот элемент, который впервые был разработан более ста лет назад, по сей день сохраняет свои первоначальные принципы функционирования и производства.
Функциональность
Звукосниматели служат для того, чтобы превращать вибрации струн и тела инструмента в сигнал, который затем может быть усилен и обработан.
Пассивные звукосниматели направляют преобразованный сигнал непосредственно к усилителю или звуковой карте, при этом они характеризуются относительно низкой мощностью выходного сигнала. Активные модели включают встроенные предусилители, обеспечивающие усиление сигнала на начальном этапе, что способствует минимизации шумов и увеличению мощности исходящего сигнала.
Конструктивные особенности звукоснимателей
Звукосниматели могут быть различных типов в зависимости от их конструкции:
- Сингл (single). Обычно устанавливаются на гитары типа Stratocaster и Telecaster, имеют одну катушку с медной обмоткой и известны своим ярким звучанием. Несмотря на преимущества, они подвержены воздействию внешних помех.
- Хамбакер (humbucker). Эти звукосниматели, состоящие из двух параллельно расположенных катушек, значительно уменьшают восприимчивость к помехам и обладают глубоким, насыщенным звуком, что делает их предпочтительными для жанров таких как рок и блюз.
- Хамканселлер. Этот вариант хамбакера имеет катушки, установленные одна над другой, что позволяет монтировать его в места, предназначенные для синглов, но с характеристиками хамбакера.
- Пьезоэлектрические звукосниматели. Используются в акустических гитарах для захвата звука всего инструмента, включая вибрации корпуса, что придает звучанию больше объема и насыщенности.
Эта классификация позволяет музыкантам находить идеальные решения для своих инструментов, соответствующие как личным предпочтениям, так и жанровым особенностям музыки.
Различные применения звукоснимателей
Выбор подходящего звукоснимателя зависит от индивидуальных требований музыканта, поскольку каждый тип создается с определенной целью.
Синглы отличаются своей способностью воспроизводить ясный и яркий звук. К примеру, модель P90 предлагает богатые низкие частоты, что делает звучание гуще и насыщеннее — эту модель часто можно увидеть на гитарах Les Paul. Однако главной особенностью синглов является их склонность к помехам, что с одной стороны добавляет уникальности, с другой — ограничивает чистоту звука. Инженеры старались найти баланс между устранением помех и сохранением идентичности звука.
Хамбакеры меньше подвергаются влиянию помех по сравнению с синглами, однако достичь с их помощью остроты и резкости звука бывает затруднительно. Они отлично подходят для использования с различными гитарными эффектами, включая дисторшн и овердрайв.
Многообразие типов звукоснимателей
Сингловые звукосниматели представлены в широком ассортименте для разных моделей гитар, включая Jazzmaster, Jaguar, Telecaster и P90. Несмотря на разнообразие, общим для всех является наличие одной катушки.
Категория хамбакеров еще более разнообразна: существуют модели с открытой и закрытой конструкцией, рельсовые хамбакеры и мини-рельсовые версии. Особенно интересным является рельсовый минихамбакер, который сочетает две катушки в компактном корпусе сингла, что делает его по факту хамбакером в форм-факторе сингла. Также встречаются классические хамбакеры, установленные в корпуса, предназначенные для синглов.
Такое разнообразие позволяет музыкантам выбирать звукосниматели, которые идеально соответствуют их стилю исполнения и жанровым предпочтениям.
Основные факторы, влияющие на звучание звукоснимателей
Звучание звукоснимателя формируется под воздействием двух ключевых параметров:
- Тип используемого магнита.
- Уровень сопротивления обмотки.
Анализ влияния сопротивления и магнитов на звук
Сопротивление звукоснимателя напрямую влияет на его звучание: меньшее сопротивление (5–8 кОм), как у магнитов Альнико, способствует воспроизведению более теплого и классического тону. В контрасте с этим, более высокое сопротивление (10–20 кОм) делает звукосниматели более подходящими для жестких и тяжелых музыкальных стилей благодаря усиленному и более агрессивному звучанию.
Разнообразие магнитных материалов и их характеристики:
- Альнико 2 и 3. Идеальны для создания мягкого, выразительного тона с хорошей читаемостью даже при интенсивной нагрузке, что ценится в жанрах легкой музыки. Альнико 2 часто устанавливается в бриджевых позициях, а Альнико 3 — в нэковых.
- Альнико 5. Производит сильный и доминирующий звук, подходящий для ведущих партий, но может потерять детализацию аккордов при высокой нагрузке.
- Керамика. Предлагает высокое сопротивление и глубокий бас, создавая мощное и напористое звучание, подходящее для современной тяжелой музыки.
- Samarium Cobalt. Эти магниты выделяются своей высокой мощностью и требовательными условиями использования, обеспечивая низкий уровень помех и высокую устойчивость к коррозии и размагничиванию.
Производители звукоснимателей высшего качества
На рынке присутствуют изделия от глобальных лидеров, таких как Gibson, Fender, Seymour Duncan, DiMarzio и EMG, которые славятся своим непревзойденным качеством. В то же время в России популярность набирают доступные альтернативы от производителей Belcat, Tesla и Fokin Pickups, отмеченные за соотношение цены и качества, особенно привлекательное для отечественных потребителей.
Такой широкий ассортимент звукоснимателей позволяет каждому музыканту найти идеальное решение, соответствующее индивидуальным предпочтениям и жанру исполнения.
Настройка звукоснимателя
Перед тем как приступить к настройке, убедитесь, что звукосниматель находится в исправном состоянии и не требует вмешательства. Основное внимание стоит уделить надежной фиксации звукоснимателя на теле инструмента, чтобы исключить любые вибрации.
Глубина звучания и его объем напрямую зависят от положения звукоснимателя относительно струн. Поднятие звукоснимателя придает звуку яркость и громкость, в то время как его опускание способствует получению более теплого и мягкого тонирования. Важно следить, чтобы струны не касались звукоснимателя, чтобы избежать нежелательных шумов и ударов.
Принято считать, что опущение звукоснимателя улучшает передачу звука древесины, но это не так. Реальное влияние на качество звука оказывают расстояние между звукоснимателем и струнами, а также качество компонентов электронной схемы гитары.
Замена звукоснимателей: стоит ли оно того?
Замена звукоснимателей в экономичной гитаре, купленной в бюджетном магазине, редко приводит к значительным улучшениям звука. В случае старения инструмента или необходимости его адаптации к определенному музыкальному жанру обновление звукоснимателей может оказаться разумным решением.
Модернизация звукоснимателей оправдана, только если исходное качество инструмента позволяет в полной мере использовать потенциал новых компонентов. Не стоит инвестировать в дорогостоящие звукосниматели для гитар, которые изначально имеют плохие производственные характеристики.
Гитары в Muzik Room
В Muzik Room каждый гитарист найдет
Наш ассортимент включает в себя как классические акустические гитары, так и современные электрогитары с высококачественными звукоснимателями, способными удовлетворить самые изысканные вкусы. В Muzik Room вы найдете не только инструменты, но и дружелюбную атмосферу, где каждый посетитель чувствует себя частью большой музыкальной семьи.