accessories acoustic guitars bass guitars cables cases Ef­fect electric guitars guitar workshop Key microphones music showroom Sig­nal Pro­cessors sound equipment strings
23.07.2024

Мандолина: история и особенности

Мандолина, изысканный музыкальный инструмент, удерживает свою популярность в мире музыки на протяжении веков, привлекая как монархов, так и обыденных слушателей. Сегодня мандолина находится на волне возрождения, появляясь в неожиданных музыкальных произведениях и привлекая новых адептов этого артистического мастерства.

Мандолина история и особенности

Происхождение и характеристики

Мандолина — это компактный щипковый струнный инструмент, производный от лютни, но отличающийся более коротким грифом и меньшим количеством струн. Стандартно у мандолины четыре пары струн, хотя встречаются варианты с десятью и даже двенадцатью струнами.

Инструмент известен своим трепетным звучанием, идеально передающим дух итальянских народных мелодий. Мандолина в её нынешнем виде была изобретена в Италии в конце XVIII века, эволюционировав из итальянских лютен XVII века и более ранних танбуров.

Интересно, что первоначальные большие инструменты этого типа известны под названием «мандолы» (от итальянского слова, обозначающего миндаль), что обусловлено миндалевидной формой корпуса. Это наименование с течением времени трансформировалось в «мандолину», которая сегодня является знаком качества и утонченного вкуса в музыкальном мире.

Слово «мандолина» мгновенно вызывает ассоциации с Италией, но интересно, что её предшественник, танбур, был любим у музыкантов-скитальцев Европы долгое время до того, как стал известен в Италии.

Глобальное путешествие мандолины и её эволюция

Во времена барокко, особенно в XVI–XVII веках, Венеция стала музыкальной столицей, где впервые были созданы мандолины, напоминающие современные. Эти инструменты использовались в театрах, на церковных службах и даже на знаменитом Венецианском карнавале, привлекая внимание таких композиторов, как Вивальди, который включил мандолину в свои оркестровые произведения.

Мало кто знает, но мастером по изготовлению мандолин был сам Антонио Страдивари. Хотя он прославился благодаря скрипкам, он также производил мандолины, что добавляет глубины его мастерству.

Согласно историческим данным, первые стальнострунные мандолины (генуэзские мандолины) были созданы неаполитанской семьёй Виначиа во второй половине XIX века. Эти инструменты быстро набрали популярность благодаря итальянским музыкантам, которые не только исполняли музыку, но и обучали европейцев игре на мандолине.

Самые ранние мандолины, датированные 1744 годом, на сегодняшний день являются экспонатами музеев в Европе и Америке.

Мандолина в России

Мандолина также завоевала популярность в России, где она была широко распространена как в досоветские, так и в советские времена. Этот инструмент звучал на сценах кино и в составе народных ансамблей, став неотъемлемой частью музыкальной культуры народов бывшего СССР.

Мандолина, хотя тесно ассоциируется с Италией, на самом деле происходит от танбура — инструмента, который был распространен среди странствующих музыкантов Средневековья. Прежде чем стать символом итальянской музыкальной культуры, мандолина претерпела множество изменений в разных уголках Европы.

Оттенки звука и стили исполнения

Звучание мандолины отличается особой изысканностью и благородством. Характерное для инструмента тремоло позволяет достичь удивительной выразительности и глубины звучания, что делает его любимцем во многих музыкальных жанрах, от фолка до классики.

Использование мандолины не ограничивается традиционной музыкой. Она находит свое место в джазе, блюграссе и даже в рок-музыке. Благодаря электроакустическим адаптациям, мандолина легко вписывается в современные музыкальные аранжировки.

Запоминающиеся мелодии на мандолине можно услышать в композициях таких знаменитостей, как R.E.M. и Led Zeppelin. Этот инструмент оставил свой след в множестве культурных произведений благодаря своей уникальной способности передавать эмоции.

Уникальный дизайн мандолины: от формы до звука

Мандолина обладает каплевидной формой корпуса, созданного из качественных пород дерева. Эта форма, вместе с точно выверенной конструкцией грифа и колков, придает инструменту его неповторимые звуковые качества.

Струнная система мандолины может варьироваться, но обычно она состоит из нескольких пар стальных струн, что делает звучание мандолины особенно ярким и насыщенным. Элементы, такие как порожек и струнодержатель, могут быть выполнены из разнообразных материалов, каждый из которых добавляет свои нюансы в тон инструмента.

Эти особенности делают мандолину не только музыкальным инструментом, но и произведением искусства, способным украсить любую коллекцию.

Виды мандолин: от А до F и далее

В мире мандолин существует множество моделей, каждая из которых обладает своими особенностями и подходит для различных музыкальных стилей:

  1. Неаполитанская мандолина является одним из наиболее традиционных и узнаваемых типов, с выгнутым корпусом и четырьмя парами струн.
  2. Миланская мандолина расширяет звучание за счет пяти пар струн.
  3. Португальская мандолина отличается плоскими деками и предоставляет уникальный тембр.
  4. Мандриола, также известная как сицилийская мандолина, имеет три группы струн и популярна в латиноамериканской музыке.
  5. Мандола и Мандочелло предлагают более низкие звучания и используются для басовых и баритоновых партий.
  6. Лаоуто и Мандо-бас прекрасно дополняют ансамбли своими глубокими тонами.
  7. Ирландский бузуки и Цистра вносят разнообразие в палитру звуков мандолин.
  8. Сопранино мандолина добавляет высокие ноты в музыкальные произведения.

Эти инструменты можно встретить в таких музыкальных направлениях, как блюграсс, кельтская музыка, джаз, и даже в классической музыке.

Игровые традиции на мандолине: от классики до кантри

Игра на мандолине может следовать двум основным направлениям: академическому и кантри. Каждое направление имеет свои особенности:

  1. Академическое направление охватывает классические произведения и традиционные народные мелодии, обогащая репертуар от музыки Ренессанса до современных произведений.
  2. Кантри-традиция базируется на мандолинах A-стиля, принявшая F-стиль мандолин как отдельную популярную категорию, особенно любимую в блюграссе.

Так, мандолина представляет собой не просто музыкальный инструмент, а целую культуру с разнообразными формами, стилями и техниками исполнения, что делает ее предметом восхищения как для музыкантов, так и для ценителей музыки.

Многообразие мандолин

Мандолины образуют разнообразную группу музыкальных инструментов, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и назначение:

Октавная мандолина настраивается на октаву ниже обычной мандолины, имеет длину струн от 20 до 23 дюймов (500–584 мм) и использует строй G-D-A-E, что придает ей более глубокий и насыщенный звук.

Мандочелло напоминает гитару по размеру и звучанию с длиной струн от 25 до 27 дюймов (635–686 мм) и настройкой C-G-D-A, что позволяет исполнять более глубокие мелодические линии.

Лаоуто, тесно связанный с мандочелло, активно используется в греческой музыке и имеет длину струн 28 дюймов (712 мм) с такой же настройкой C-G-D-A.

Мандо-бас, созданный на основе контрабаса, достигает длины 43 дюйма (1100 мм) и бывает как восьми-, так и четырехструнным. Настройки четырехструнной версии – E1-A1-D2-G2, а восьмиструнной – G1-D2-A2-E3 или C1-G1-D2-A2, что делает его звучание особенно богатым.

Сопранино мандолина, или малая мандолина, редкий вид с длиной струн 9,5 дюймов (240 мм) и настройкой C4-G4-D5-A5, что обеспечивает ее высокое и чистое звучание.

Ирландский бузуки, схожий с мандолиной по конструкции, имеет четыре пары струн с длиной струн от 21 до 24 дюймов (530–610 мм) и настройками G-D-A-E или G-D-A-D, характерными для ирландской музыки.

Цистра, современный представитель семейства мандолин, оснащена пятью парами струн с длиной струн от 20 до 22 дюймов (500–550 мм) и настройкой D-G-D-A-D или G-D-A-D-A, напоминающая октавную мандолину с дополнительными струнами.

Каждый из этих инструментов вносит свой вклад в музыкальное разнообразие, предлагая музыкантам уникальные возможности для творчества и исполнения.

Основы исполнения на мандолине

Мандолина предоставляет удобство игры как в положении сидя, так и стоя. При сидячей игре исполнитель обычно перекладывает одну ногу через другую, опирая на нее корпус инструмента для большего удобства. В стоячем положении желательно использовать специальный ремень, чтобы облегчить поддержку инструмента, освобождая руки для более свободной игры.

Методы игры на мандолине

Техника исполнения на мандолине напоминает гитарную: большой палец правой руки охватывает гриф сзади, в то время как другие пальцы активно работают над струнами, прижимая их к ладам для извлечения звуков. Для достижения лучшей производительности важно минимизировать движение пальцев над струнами, что способствует более быстрой и четкой игре.

Применение медиатора в игре

Использование медиатора распространено среди мандолинистов. Этот аксессуар может быть изготовлен из разнообразных материалов, включая традиционное птичье перо, что придает особенный шарм исполнению. Медиатор удерживается между большим и указательным пальцами, причем его выступающая часть должна быть минимальной для избежания зацеплений за струны.

Регулировка звука мандолины

Мандолина традиционно настроена в последовательности G-D-A-E от самой глубокой струны к самой высокой. Новичкам рекомендуется обращаться за помощью в настройке к более опытным музыкантам, в то время как опытные исполнители должны поддерживать настройку инструмента в актуальном состоянии.

Технические приемы игры

Мандолина позволяет использовать широкий спектр игровых техник, начиная от простых ударов по струнам до сложного тремоло, при котором одна нота повторяется быстро, создавая эффект удлиненного звучания. Кроме того, применяются скольжение, вибрато и пиццикато, а также гитарные приемы, такие как скользящие ноты, вытягивание струн и аккордовые разрывы.

Мандолина с ее металлическими струнами издает короткие звуки, поэтому для создания длительного звучания исполнители используют тремоло – технику быстрого чередования ударов, которая дает эффект продолжительной ноты.